Покраска стационарного оборудования, аппаратуры и металлоконструкций осуществляется в производственных цехах на месте их установки.

Покраску легко демонтируемой аппаратуры, в особенности средних и мелких габаритов, а также новой аппаратуры и оборудования обычно проводят в специальных окрасочных цехах. Это дает возможность получать высококачественные покрытия и применять сушильные устройства.

Покраска оборудования в производственных цехах
Перед началом покраски оборудования, аппаратуры и металлоконструкций в производственных цехах необходимо подготовить:

Рабочее место – трубчатые леса, настилы, подмостки, передвижные площадки;
Оборудование – пескоструйные аппараты, установки для безвоздушного распыления или передвижные компрессоры, необходимый инструмент;
Лакокрасочные материалы.

Кроме того, следует принять все необходимые меры по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите.

Выбор метода покраски зависит от конкретных условий, в которых эксплуатируется оборудование. Так, при покраске наружных частей аппаратов, имеющих большие поверхности, подлежащие защите, применяют пневматическое или безвоздушное распыление. При этом необходима хорошая приточно-вытяжная вентиляция. Внутри закрытых емкостей, где невозможно применение пневматического способа покраски, используется метод безвоздушного распыления или проводится покраска кистью.

Все работы по покраске наружных и внутренних поверхностей аппаратуры должны проводиться при постоянно включенной вентиляции.

Покраска оборудования в покрасочном цехе.
Покрасочный цех оборудуется компрессорной установкой, пескоструйным аппаратом, распылительной и сушильной камерами и краскораспылительной аппаратурой.

Питание сжатым воздухом может осуществляться от заводской сети или от стационарной компрессорной установки, состоящей из компрессоров, воздушных резервуаров и воздухопровода. Поскольку сжатый воздух, используемый для покраски, содержит влагу, минеральные масла и другие вещества, его следует очищать от этих примесей. Воздух для покрасочных работ должен отвечать требованиям ГОСТ 9.010-80. Для очистки поверхности могут быть применены пескоструйные аппараты различной конструкции и механизированный инструмент. Покраска и сушка аппаратуры проводятся в распылительной и сушильной камерах, оборудованных вентиляционным агрегатом. Выбор камер зависит от габаритов окрашиваемой аппаратуры.

Подготовка поверхности под покраску

Подготовка поверхности металлической аппаратуры, конструкций и узлов под покраску имеет большое значение для получения высококачественного покрытия и обеспечения длительности его службы. Подготовка поверхности заключается в очистке от продуктов коррозии, окалины, старой краски, жировых и других загрязнений, а также в нейтрализации и удалении кислот, щелочей и других химических продуктов, препятствующих хорошему сцеплению покрытия с металлом. При покраске по неочищенной поверхности адгезия покрытия к ней пониженная и под металлом быстро распространяется подпленочная коррозия.

Необходимо всегда помнить, что даже при использовании высококачественных лакокрасочных материалов прочное покрытие можно получить только при безукоризненной подготовке поверхности.

Особое внимание следует обратить на подготовку поверхности в зоне сварных швов, так как чаще всего именно здесь защитные покрытия разрушаются. В зоне сварочных швов рекомендуется обработать поверхность 10 %-ным раствором фосфорной кислоты, промыть теплой водой и тотчас же с помощью металлических щеток или мотков из тонкой стальной проволоки удалить все пятна ржавчины или окислов. После тщательного высушивания поверхность обрабатывается дробеструйным или пескоструйным (с помощью металлического песка) методом для удаления сварочного грата.

Важное значение для улучшения противокоррозионной стойкости лакокрасочного покрытия в зоне сварного шва имеет правильный выбор грунтовки с учетом условий эксплуатации защищаемого объекта. Для получения атмосферо - и водостойких покрытий рекомендуется применять цинкхроматные и фосфатирующие грунтовки.

Наиболее тщательно следует защищать места соединений деталей, выполненных точечной или роликовой электросваркой, заклепками и болтами, а также пайкой, сваркой плавлением, так как коррозионные процессы особенно интенсивно протекают в зазорах, в щелях, где влага и электролиты скапливаются в значительных количествах.

Внутренние полости деталей, подвергаемых точечной или роликовой электросварке, должны быть предварительно покрыты толстым слоем пассивирующей грунтовки, после чего производится сварка по сырой грунтовке.

Детали, которые необходимо соединить заклепками, шурупами, болтами, должны быть предварительно загрунтованы и покрашены. Заклепки, а также неразъемные шурупы и болты следует ставить на невысохшую пассивирующую грунтовку. Во избежании коррозии зазоры между деталями герметизируют шпатлевкой или герметиком.

Следует иметь ввиду, что после газопламенной сварки металл в зоне сварного шва обладает пониженной коррозионной стойкостью. Для ее повышения и улучшения адгезии лакокрасочного покрытия сварной шов перед покраской зачищают от окалины механическим способом. При этом следует учесть, что применение чугунного песка для обработки цветных металлов или нержавеющей стали недопустимо, так как остающиеся на поверхности частицы чугуна способствуют возникновению местной контактной коррозии.

Технология покраски автомобилей
Память первого слоя.

Существует в технологии покраски автомобиля такое понятие, как память первого слоя. Например, если первый слой ЛКМ положить с шагренью, то последующие слои будут ложиться приблизительно с таким же эффектом. Если же с первого слоя нанести покрытие мокро в розлив, то последующие слои будут ложиться также. Помните об этой особенности, когда будете выполнять кузовной ремонт.